Ответ трудовой инспекции на жалобу
Каждый работник имеет право написать жалобу, если работодатель нарушает его трудовые права. Жалоба пишется в надзорный орган, который осуществляет контроль над деятельностью работодателей со стороны государства. К таким органам относятся:
- Трудовая инспекция;
- Прокуратура;
- Суд.
Работники предпочитают писать жалобы именно в трудовую инспекцию, так как это не требует сбора дополнительных доказательств и оплаты государственной пошлины. Кроме того, при подаче заявления в трудовую инспекцию отсутствует «срок давности», как при подаче искового заявления в суд. Кроме того, если инспекторы выявят систематические нарушения, они сами подготовят исковое заявление.
Жалоба подаётся в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя. Граждане, которые трудятся у работодателей, зарегистрированных в Москве и области, подают жалобу в Государственную инспекцию по труду г. Москвы.
Каждое обращение от работника должно быть зарегистрировано в инспекции. С момента регистрации инспекторам даётся 30 дней для рассмотрения заявления. Потом они должны дать письменный ответ и выслать его либо на почтовый адрес заявителя, либо на электронную почту.
Ответ на жалобу от работника из трудовой инспекции оформляется на официальном бланке. Он содержит следующую информацию:
- В левом верхнем углу указана информация о трудовой инспекции, откуда пришёл ответ и куда работник писал жалобу;
- Ниже указывается адрес инспекции, а также контактный телефон и адрес электронной почты;
- Ниже номер исходящего документа и его дата;
- Ниже номер и дата входящего документа, на который дан ответ;
- В правом верхнем углу информация о работодателе:
- Должность руководителя;
- Полное название работодателя, включая его организационно-правовую форму;
- Полностью ФИО руководителя;
- Адрес места нахождения работодателя.
- Далее идёт «тело» ответа. Здесь указывается, что в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами, а также по распоряжению руководителя трудовой инспекции на предприятии (полностью указывается название работодателя) будет проведена внеплановая проверка;
- Основание для проверки. Здесь указывается жалоба сотрудника. Если заявитель просил сохранить конфиденциальность, то инспекторы не имеют права указывать, от какого сотрудника поступила жалоба;
- Затем идёт краткое перечисление полномочий инспекторов на основании ст. 357 ТК РФ;
- Просьба подготовить следующие документы. Здесь приводится полный перечень документов.
Такое уведомление приходит работодателю. Точно такой же ответ инспекторы присылают и заявителю. Только в правом верхнем углу указывается информация не о работодателе, а о заявителе:
- Полностью ФИО;
- Адрес места жительства;
- Контактный телефон.
Затем перечисляются нормы ТК и других законов и нормативных актов, на основании которых у работодателя будет проведена внеплановая проверка. Также указывается примерная дата проведения проверки.
По факту жалобы инспекторы проводят проверку у работодателя. Если будут выявлены нарушения, то инспекторы вынесут предписание, в котором будут указаны все обнаруженные нарушения, а также сроки их исправления. Затем будет повторная проверка, где будут проверяться исправленные нарушения. Если этого не будет сделано, то работодатель будет нести ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством.
Инспекторы уведомляют работодателя не позднее, чем за сутки до проведения проверки. Но, если предметом жалобы является нарушение норм трудового законодательства, то инспекторы могут не посылать уведомление.