Жалоба на трудовую инспекцию в прокуратуру
Право на обращение в прокуратуру с жалобой на трудовую инспекцию предоставлено всем заинтересованным лицам Федеральным Законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Так, согласно ст.10 упомянутого закона в рамках полномочий органов прокуратуры обеспечивается разрешение любых обращений, содержащих информацию о нарушениях законодательных норм в сфере трудового права. При этом решения, вынесенные прокурорами, не являются препятствием для заинтересованных лиц на обращение за защитой своих трудовых прав в суд.
Жалобы, направленные в прокуратуру, подлежат рассмотрению в сроки, обозначенные в Федеральном законе № 59-ФЗ от 02.05.2006 года. Так, в стандартном случае этот период равен 30 дням. Если для объективного рассмотрения обращения требуется проведение углубленных проверочных мероприятий (например, изъятия документации в филиалах), то сроки вынесения решений по подобным обращениям могут быть увеличены на месяц (то есть, до 60 дней).
Решения, вынесенные прокурорскими работниками по жалобам, должны быть мотивированными. Заявителю в обязательном порядке должен быть разъяснен режим обжалования вынесенного решения, а также объяснено право на обращение в судебную инстанцию.
Обязанностью прокурора является восстановление нарушенных трудовых прав, а также принятие мер, нацеленных на привлечение к ответственности допустивших правонарушения лиц. Ст.10 Закона №2202-1 от 17.01.1992 года установлен запрет на перенаправление прокурором поданной ему жалобы иным должностным лицам, особенно тем, чьи действия были обжалованы.
Грамотное оформление жалобы в прокуратуру предполагает необходимость указания:
- точного наименования и адреса конкретного органа прокуратуры
- полного имени заявителя и его адресных данных
- фактических обстоятельств, ставших основанием для обращения в прокуратуру
- законодательных норм, нарушенных в конкретном случае
- ссылки на ст.10 Закона №2202-1 от 17.01.1992 года, которая обязывает органы прокуратуры реагировать на нарушения законодательных норм
- перечня требований заявителя
- подписи заявителя
- даты формирования жалобы
- перечня прилагаемой к жалобе документации, которая имеет отношение к жалобе
Предоставление жалобы осуществляется посредством заказного письма или личной явки в канцелярию прокуратуры. Прокуратура осуществляет регистрацию всех поступивших обращений с присвоением им входящего номера. Жалоба может быть направлена как в территориальный орган, так и в Генеральную Прокуратуру РФ. Кроме того, в вышестоящий орган прокуратуры (Генеральную Прокуратуру) можно направлять жалобы на действия того территориального органа прокуратуры, в который было направлено первичное обращение.
При формировании жалоб в прокуратуру следует учитывать следующие нюансы:
- в качестве требования лучше указывать на необходимость восстановления законных прав заявителя, а не на необходимость привлечения к юридической ответственности виновных лиц (последнее требование нередко игнорируется)
- существует гораздо больше шансов, что в результате прокурорской проверки будет возбуждено административное производство, а не уголовное дело, поэтому в жалобе лучше ссылаться не на УК РФ, а на КоАП РФ
- требования заявителя должны быть четко сформулированными и реальными
- жалобы на нарушение трудовых прав крупными работодателями должны быть подготовлены особенно тщательно. Органы прокуратуры опасаются обжалования со стороны крупных хозяйствующих структур и нередко принимают их точку зрения, если такой структуре удается сформулировать аргументированные возражения