ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ,
ПО ТРУДОВЫМ ВОПРОСАМ
Горячая линия:
Все регионы: +8 (800) 350-56-27

Жалоба на трудовую инспекцию в прокуратуру

Право на обращение в прокуратуру с жалобой на трудовую инспекцию предоставлено всем заинтересованным лицам Федеральным Законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Так, согласно ст.10 упомянутого закона в рамках полномочий органов прокуратуры обеспечивается разрешение любых обращений, содержащих информацию о нарушениях законодательных норм в сфере трудового права. При этом решения, вынесенные прокурорами, не являются препятствием для заинтересованных лиц на обращение за защитой своих трудовых прав в суд.

Жалобы, направленные в прокуратуру, подлежат рассмотрению в сроки, обозначенные в Федеральном законе № 59-ФЗ от 02.05.2006 года. Так, в стандартном случае этот период равен 30 дням. Если для объективного рассмотрения обращения требуется проведение углубленных проверочных мероприятий (например, изъятия документации в филиалах), то сроки вынесения решений по подобным обращениям могут быть увеличены на месяц (то есть, до 60 дней).

Решения, вынесенные прокурорскими работниками по жалобам, должны быть мотивированными. Заявителю в обязательном порядке должен быть разъяснен режим обжалования вынесенного решения, а также объяснено право на обращение в судебную инстанцию.

Обязанностью прокурора является восстановление нарушенных трудовых прав, а также принятие мер, нацеленных на привлечение к ответственности допустивших правонарушения лиц. Ст.10 Закона №2202-1 от 17.01.1992 года установлен запрет на перенаправление прокурором поданной ему жалобы иным должностным лицам, особенно тем, чьи действия были обжалованы.

Грамотное оформление жалобы в прокуратуру предполагает необходимость указания:

  • точного наименования и адреса конкретного органа прокуратуры
  • полного имени заявителя и его адресных данных
  • фактических обстоятельств, ставших основанием для обращения в прокуратуру
  • законодательных норм, нарушенных в конкретном случае
  • ссылки на ст.10 Закона №2202-1 от 17.01.1992 года, которая обязывает органы прокуратуры реагировать на нарушения законодательных норм
  • перечня требований заявителя
  • подписи заявителя
  • даты формирования жалобы
  • перечня прилагаемой к жалобе документации, которая имеет отношение к жалобе

Предоставление жалобы осуществляется посредством заказного письма или личной явки в канцелярию прокуратуры. Прокуратура осуществляет регистрацию всех поступивших обращений с присвоением им входящего номера. Жалоба может быть направлена как в территориальный орган, так и в Генеральную Прокуратуру РФ. Кроме того, в вышестоящий орган прокуратуры (Генеральную Прокуратуру) можно направлять жалобы на действия того территориального органа прокуратуры, в который было направлено первичное обращение.

При формировании жалоб в прокуратуру следует учитывать следующие нюансы:

  • в качестве требования лучше указывать на необходимость восстановления законных прав заявителя, а не на необходимость привлечения к юридической ответственности виновных лиц (последнее требование нередко игнорируется)
  • существует гораздо больше шансов, что в результате прокурорской проверки будет возбуждено административное производство, а не уголовное дело, поэтому в жалобе лучше ссылаться не на УК РФ, а на КоАП РФ
  • требования заявителя должны быть четко сформулированными и реальными
  • жалобы на нарушение трудовых прав крупными работодателями должны быть подготовлены особенно тщательно. Органы прокуратуры опасаются обжалования со стороны крупных хозяйствующих структур и нередко принимают их точку зрения, если такой структуре удается сформулировать аргументированные возражения