Жалоба в трудовую комиссию
Под жалобой в трудовую комиссию понимаются обращения в КТС - специальный орган, разрешающий разнообразные споры трудового характера.
Функционирование КТС урегулировано ст.382-390 ТК РФ. Опыт показывает, что при наличии на предприятии активно работающей профсоюзной организации жалоба в КТС служит мощнейшим механизмом защиты трудовых прав. Эффективность функционирования КТС обусловлена вхождением в их состав не только представителей администрации компаний, но и членов, относящихся непосредственно к трудовому коллективу. Избрание в КТС последних осуществляется в рамках общих собраний работников компаний.
В компетенцию КТС входит разрешение проблематики, сопряженной с неурегулированными разногласиями между администрацией и сотрудниками, а также с имеющимися на конкретном предприятии трудовыми спорами. При этом КТС не могут разрешать вопросы:
- необоснованного законом перевода на иную работу;
- восстановления на работе;
- дискриминационных проявлений;
- смены формулировок, дат и оснований увольнений;
- трудовых правоотношений сотрудников, работодателями которых признаются физические лица;
- оплаты вынужденных прогулов;
- отказов разного рода в приеме на работу;
- возмещения разными категориями сотрудников вреда, причиненного ими предприятиям;
- выплаты разницы в зарплате за время выполнения рабочих операций, которые имеют более низкую оплату, чем предусмотрено в трудовом контракте.
Согласно ст.385 ТК РФ разрешение КТС споров индивидуального характера производится в случаях, когда сотрудник не смог в самостоятельном порядке либо при участии собственных представителей урегулировать разногласия в процессе непосредственных переговоров с работодателем.
В силу ст.386 ТК РФ все сотрудники располагают правом на обращение в КТС. Это право ограничено 3-месячным сроком с даты, когда работниками была получена информация о нарушениях их прав. При пропуске упомянутого срока КТС отказывает в удовлетворении даже самых обоснованных и справедливых требований. При наличии причин пропуска, имеющих уважительный характер (тяжелых семейных обстоятельств, недугов, командировок), КТС обладает полным правом восстановления пропущенных сроков обращения с жалобой.
Для обращения в КТС требуется сформировать заявление, в котором надлежит указать:
- конкретные факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении трудовых прав;
- мотивы, по которым сотрудник относит действия руководства компании к числу незаконных.
В соответствии с ч.2 ст.387 ТК РФ органы КТС обязаны обеспечить разрешение споров индивидуального характера в 10-дневный период с даты поступления жалобы сотрудника.
Разбирательство подобных жалоб осуществляется в присутствии подавших их работников. Заседание КТС по конкретному обращению в отсутствие сотрудника является возможным только при наличии его письменной просьбы об этом. В прочих случаях при неявке сотрудника либо его собственного представителя на заседание КТС процедура рассмотрения жалобы подлежит отложению. Вторичная неявка, в силу ч.3 ст.387 ТК РФ, влечет за собой снятие поданного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает сотрудников права подачи повторных обращений, в рамках установленного ст.386 ТК РФ 3-месячного срока. Согласно ч.4 ст.387 ТК РФ органы КТС располагают правами вызова свидетелей, привлечения разнообразных специалистов, истребования у работодателя относящейся к жалобе документации.
Любое из заседаний КТС признается правомочным в случае присутствия на нем не менее 50% членов комиссии, которые представляют сотрудников, а также не менее половины членов, которые представляют администрацию работодателя. В соответствии с регламентом КТС, любое ее заседание оформляется в протокольной форме.
Решение КТС в силу ст.388 ТК РФ подлежит принятию методом тайного голосования (простым большинством). Закон предоставляет сотрудникам, обращения которых рассматривались КТС, право в течение 10 дней обжаловать их решения в судах.
Исполнение работодателями решений, вынесенных КТС, должно быть обеспечено в 3-дневный срок (по истечении отведенных на обжалование в суд 10 дней). Если решение КТС исполнено не было, сотруднику на руки должно быть предоставлено специальное удостоверение КТС. Оно дает работнику право обратиться в ССП (службу судебных приставов) в течение 3-х месяцев с даты выдачи ему удостоверения.