Жалоба на руководителя в трудовую инспекцию
Процесс предъявления жалоб на руководителей в трудовую инспекцию (ФИТ) регламентируется ст.356 ТК РФ. В соответствии с этой нормой права данным государственным органом обеспечивается:
- прием и рассмотрение обращений граждан с указанием фактов нарушения их прав, вытекающих из трудовых правоотношений;
- принятие требуемых мер по ликвидации нарушений и восстановлению прав.
В соответствии со смыслом ст.356 ТК РФ работники обладают правом обжалования действий своих работодателей в случае нарушения ими имеющихся у работников трудовых прав. Данные нарушения могут быть выражены:
- в отказе предоставить работу, суть которой обусловлена действующим трудовым контрактом;
- в отказе своевременно выплатить зарплату;
- в отказе выплатить зарплату в полном объеме;
- в отказе предоставить рабочее место, соответствующее требованиям ОТ и ТБ, а также условиям, установленным в коллективных договорах;
- в отказе осуществить обязательное социальное страхование сотрудников в ситуациях, предусмотренных законодательными нормами;
- в отказе предоставить время на отдых в необходимом объеме;
- в других несоответствиях трудовому законодательству.
Удобство этого инструмента восстановления трудовых прав заключается в том, что право на обжалование в трудовую инспекцию (ФИТ) может быть реализовано как любым сотрудником, так и, например, потенциальным работником, считающим, что отношение к нему работодателя было дискриминационным.
Любое обращение физического лица с жалобой на руководителя хозяйствующего субъекта представляет собой в силу ст.360 ТК РФ основание для проведения внеплановых проверочных мероприятий.
Какие действия необходимо произвести, чтобы обжаловать действия работодателя в ФИТ? Требуется последовательно осуществить следующее:
- уточнить адрес территориального отделения ФИТ;
- оформить жалобу с указанием конкретных фактов на имеющиеся нарушения прав;
- приобщить к жалобе документацию, служащую подтверждением изложенных фактов;
- зарегистрировать жалобу в секретариате ФИТ либо направить ее письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
В жалобе на руководителя хозяйствующего субъекта, направляемой в ФИТ, подлежат указанию следующие моменты:
- название территориального отделения ФИТ;
- данные руководителя отделения ФИТ;
- личные данные физического лица, сформировавшего жалобу;
- аргументы, свидетельствующие об имеющихся нарушениях трудовых прав;
- дата оформления жалобы;
- личная подпись.
Жалобы на руководителей хозяйствующих субъектов, направленные в ФИТ, рассматриваются в 30-дневный период с момента их регистрации. В отдельных ситуациях (например, в связи с большими объемами проверочных мероприятий или необходимостью запроса документов в филиалах) данный срок подлежит продлению, но не больше, чем еще на 30 дней. Решение о продлении данного срока принимается руководителем территориального органа ФИТ. Об этом решении в обязательном порядке уведомляется лицо, зарегистрировавшее жалобу.
По результатам проверки доводов, указанных в жалобе на руководителя предприятия, инспекторы могут:
- оформлять в отношении работодателей предписания с требованием ликвидации нарушений;
- привлекать работодателей к ответственности административного характера;
- приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений;
- отстранять от работы как трудовой коллектив в целом, так и отдельных сотрудников;
- направлять результаты проверочных мероприятий в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовных дел.