ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ,
ПО ТРУДОВЫМ ВОПРОСАМ
Горячая линия:
Все регионы: +8 (800) 350-56-27

Жалоба на руководителя в трудовую инспекцию

Процесс предъявления жалоб на руководителей в трудовую инспекцию (ФИТ) регламентируется ст.356 ТК РФ. В соответствии с этой нормой права данным государственным органом обеспечивается:

  • прием и рассмотрение обращений граждан с указанием фактов нарушения их прав, вытекающих из трудовых правоотношений;
  • принятие требуемых мер по ликвидации нарушений и восстановлению прав.

 

В соответствии со смыслом ст.356 ТК РФ работники обладают правом обжалования действий своих работодателей в случае нарушения ими имеющихся у работников трудовых прав. Данные нарушения могут быть выражены:

  • в отказе предоставить работу, суть которой обусловлена действующим трудовым контрактом;
  • в отказе своевременно выплатить зарплату;
  • в отказе выплатить зарплату в полном объеме;
  • в отказе предоставить рабочее место, соответствующее требованиям ОТ и ТБ, а также условиям, установленным в коллективных договорах;
  • в отказе осуществить обязательное социальное страхование сотрудников в ситуациях, предусмотренных законодательными нормами;
  • в отказе предоставить время на отдых в необходимом объеме;
  • в других несоответствиях трудовому законодательству.

 

Удобство этого инструмента восстановления трудовых прав заключается в том, что право на обжалование в трудовую инспекцию (ФИТ) может быть реализовано как любым сотрудником, так и, например, потенциальным работником, считающим, что отношение к нему работодателя было дискриминационным.

Любое обращение физического лица с жалобой на руководителя хозяйствующего субъекта представляет собой в силу ст.360 ТК РФ основание для проведения внеплановых проверочных мероприятий.

Какие действия необходимо произвести, чтобы обжаловать действия работодателя в ФИТ? Требуется последовательно осуществить следующее:

  • уточнить адрес территориального отделения ФИТ;
  • оформить жалобу с указанием конкретных фактов на имеющиеся нарушения прав;
  • приобщить к жалобе документацию, служащую подтверждением изложенных фактов;
  • зарегистрировать жалобу в секретариате ФИТ либо направить ее письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

 

В жалобе на руководителя хозяйствующего субъекта, направляемой в ФИТ, подлежат указанию следующие моменты:

  • название территориального отделения ФИТ;
  • данные руководителя отделения ФИТ;
  • личные данные физического лица, сформировавшего жалобу;
  • аргументы, свидетельствующие об имеющихся нарушениях трудовых прав;
  • дата оформления жалобы;
  • личная подпись.

 

Жалобы на руководителей хозяйствующих субъектов, направленные в ФИТ, рассматриваются в 30-дневный период с момента их регистрации. В отдельных ситуациях (например, в связи с большими объемами проверочных мероприятий или необходимостью запроса документов в филиалах) данный срок подлежит продлению, но не больше, чем еще на 30 дней. Решение о продлении данного срока принимается руководителем территориального органа ФИТ. Об этом решении в обязательном порядке уведомляется лицо, зарегистрировавшее жалобу.

По результатам проверки доводов, указанных в жалобе на руководителя предприятия, инспекторы могут:

  • оформлять в отношении работодателей предписания с требованием ликвидации нарушений;
  • привлекать работодателей к ответственности административного характера;
  • приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений;
  • отстранять от работы как трудовой коллектив в целом, так и отдельных сотрудников;
  • направлять результаты проверочных мероприятий в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовных дел.