Что делать, если работодатель не отдает трудовую книжку
Трудовая книжка является важнейшим документом, который имеет свою официальную форму, утвержденную много лет назад. Ее основное назначение заключается в подтверждении профессионального стажа гражданина. Это, в свою очередь, помогает ему получить предусмотренные государством льготы и надбавки, а также оформить пенсионное обеспечение. В трудовой книжке также фиксируются и такие события профессиональной жизни, как, например, присвоение сотруднику определенного ранга или повышение его разряда.
Современные нормы закона возлагают обязанность по ведению трудовых книжек абсолютно на всех работодателей, будь то юридические лица либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Что касается порядка оформления данного документа – он установлен статьей 66 ТК РФ. Там сказано, что запись о трудоустройстве сотрудника обязательно должна быть внесена в его книжку в течение 5 дней, с момента начала исполнения им профессиональных обязанностей.
В последнее время трудовая книжка несколько утратила свою значимость. Например, теперь в пенсионных фондах действует персонифицированная система учета, в которой можно быстро найти необходимую информацию о стаже конкретного сотрудника. Однако, несмотря на снижение уровня значимости, трудовая книжка все равно по-прежнему остается основным документом сотрудника. Следовательно, руководитель всегда должен обеспечивать надлежащее хранение книжек, а также осуществлять их грамотное заполнение.
Как известно, в течение всего периода деятельности работника в конкретной организации его трудовая книжка хранится у работодателя. Исключением будут являться лишь ситуации, при которых данное место работы не является для гражданина основным.
В случае увольнения, работодатель будет иметь обязанности по своевременной выдаче трудового документа на руки сотруднику, уходящему из организации. Сделать это необходимо в последний день пребывания подчиненного на его рабочем месте. Никакие задержки со стороны руководителя не могут быть оправданы с точки зрения закона.
Но, несмотря на такие строгие правила, многие сотрудники до сих пор сталкиваются с такими ситуациями, при которых руководитель необоснованно задерживает выдачу главного трудового документа. В данном случае главное не паниковать и знать порядок необходимых действий.
Правила и особенности выдачи трудовой книжки увольняющемуся сотруднику
Положения статьи 84 ТК РФ устанавливают, что выдача трудовой книжки уходящего из организации работника всегда должна производиться в его последний день исполнения профессиональных функций. Это правило должно соблюдаться руководителями всегда, вне зависимости от конкретной причины увольнения сотрудника, а также от иных дополнительных факторов.
Что касается исключений из вышеуказанного правила, ими будут являться следующие обстоятельства:
- отсутствие сотрудника на его рабочем месте в его последний день, перед окончательным увольнением
- отказ самого работника в отношении получения его трудовой книжки
В двух вышеуказанных случаях задержка выдачи трудового документа не будет являться виной руководителя. Однако даже в таком случае он должен знать о собственных обязательствах. Во-первых, начальник должен создать письменное уведомление для своего сотрудника. В документе обязательно нужно указать необходимость срочного посещения бывшего места работы и получения книжки на руки.
В том случае, если сотрудник даст свое официальное согласие на отправку документа по почте, руководитель должен будет сформировать письмо.
Отдельно следует упомянуть и о таких ситуациях, когда бывший служащий просто не может посетить организацию по веским причинам. В данном случае его трудовая книжка может быть выдана доверенному лицу. Как правило, таковым является родственник или близкий друг. Однако для этого у данного лица должна иметься доверенность, где будут указаны следующие сведения:
- полные паспортные данные доверенного лица
- описание вверяемых ему полномочий
- подписи доверителя и доверенного
- точный период действия созданного документа
На основании представленной доверенности, физическое лицо может забрать трудовую книжку сотрудника. Сам факт выдачи при этом подтверждается личной подписью в действующем журнале учета. Там обязательно должна быть проставлена дата выдачи документа на руки, а также данные о том, кому именно он был отдан. Далее соответствующие сведения о выдаче книжки помещаются в личные документы работника, хранящиеся на предприятии. К таковым можно отнести, например, его карточку, в которой отмечаются все важные события в жизни подчиненного.
Как быть в ситуации, когда руководитель не отдает трудовой документ?
В том случае, если работодатель нарушит свои обязательства по своевременной выдаче увольняющемуся работнику его трудовой книжки, к директору могут быть применены действительно серьезные меры ответственности, вплоть до уголовного наказания.
Что касается действий работника в такой ситуации – для начала можно попробовать обратиться в Трудовую инспекцию. Обращение происходит путем составления личной, официальной жалобы на начальника. В ней необходимо подробно указать все аспекты возникшей проблемы и предъявить соответствующие претензии.
По факту поступившей информации, уполномоченные лица будут иметь законное право на проведение проверки деятельности предприятия. Далее, по факту обнаруженных нарушений в отношении задержки трудовой книжки, могут быть установлены соответствующие меры наказания. Чаще всего они выражаются в денежном штрафе. Размер взыскания для физических лиц может достигать 50 000 рублей. Если за работодателем ранее уже было зафиксировано подобное нарушение, сумма взыскания будет существенно увеличена.
Следует отметить, что назначение наказания далеко не означает того факта, что руководитель освобождается от своих обязательств. Напротив, ему выдается предписание о срочном устранении выявленных нарушений.
Работник также будет обладать и законным правом на обращение в суд. В таком случае его полномочия будут несколько расширены. Например, через судебный орган можно будет взыскать с работодателя и компенсацию за моральный ущерб. Ее точная сумма прописывается в исковом заявлении, вместе с иными требованиями.
Какие действия предпринимать, если работодатель скрывается и не отдает трудовую книжку?
Как уже было сказано выше, иногда сотрудник попадает в действительно неординарную ситуацию, при которой не может получить на руки свой главный трудовой документ. Если данная проблема связана с ликвидацией предприятия, следует помнить, что прекращение деятельности работодателя никаким образом не может освободить его от возложенных ранее обязательств.
В большинстве случаев, основные сложности здесь заключаются в том, что служащий просто не может найти бывшее руководство или как-то связаться с ним. Иногда этому содействует и сам работодатель, скрывая свое текущее место положения как можно тщательнее.
Во всех вышеуказанных ситуациях наиболее эффективным способом разрешения проблемы, безусловно, станет обращение в судебное учреждение. Однако в таком случае следует готовиться к достаточно длительному разбирательству. Как правило, такие дела рассматриваются медленно. Неудивительно, что многие сотрудники просто бросают это занятие и предпочитают завести вторую трудовую книжку. Однако в данном случае вся предыдущая информация будет потеряна. При необходимости, ее придется восстанавливать с помощью обращения в различные инстанции и подачи официальных запросов.
Для того чтобы подтвердить наличие определенного стажа, заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в главную организацию – местное отделение Пенсионного Фонда. Именно там, на основании официального запроса, можно будет получить информацию о работе сотрудника в определенные годы.
Однако следует иметь в виду, что все необходимые данные будут иметься в пенсионной организации только в том случае, если ранее сотрудник был трудоустроен в официальном порядке. Данный порядок предусматривает обязательное заключение договора, а также внесение соответствующей информации в трудовую книжку.