Рассмотрение жалобы в трудовой инспекции
Рассмотрение жалоб трудовой инспекцией осуществляется на основании ст.353 ТК РФ в рамках предоставленных ей государством полномочий по надзору и контролю над соблюдением законодательных норм в сфере труда. Данные полномочия предусматривают обеспечение силами трудовой инспекции (ФИТ):
- разбирательств дел об административных правонарушениях;
- расследований несчастных случаев в процессе производственной деятельности;
- ведения приема граждан;
- рассмотрения жалоб участников трудовых правоотношений на нарушение их прав;
- консультационной поддержки работодателей и сотрудников организаций по разнообразным проблемам в сфере трудового законодательства.
Это означает, что любой из сотрудников организации (как действующих, так и бывших), полагающий, что его интересы нарушены, обладает правом обращения в ФИТ.
Помимо письменных обращений, на личных приемах инспектора ФИТ обязаны принимать устные заявления, сущность которых подлежит занесению в карту личного приема. Если в ходе личного приема заявителем приводятся факты, не требующие проведения проверочных мероприятий, то специалисты ФИТ имеют право дать на подобное заявление ответ сразу. Об этом инспектор обязан сделать отметку в карте личного приема.
Инспекторы ФИТ, в силу ст.358 ТК РФ, обязаны рассматривать любую поступающую им от заявителей жалобу как конфиденциальную информацию, не подлежащую разглашению, если заявители выдвигают такие требования.
Согласно п.13 Положения о надзоре за соблюдением ТК, введенного Постановлением №875 Правительства России от 01.09.2012 года, в рамках осуществления проверочных мероприятий специалистам ФИТ предоставлено право:
- беспрепятственных (в любой момент суток) посещений организации в целях проверки;
- истребования у работодателей любой, относящейся к сути проверки, документации;
- изъятия у работодателей образцов материалов, используемых на производстве;
- направления судам требований о прекращении деятельности хозяйствующих субъектов (в случае наличия экспертных исследований с соответствующими выводами);
- получения у работодателей данных, требуемых для осуществления надзорных функций.
В результате проверки специалисты ФИТ могут оставить предъявленную жалобу без удовлетворения либо отреагировать на обнаруженные нарушения. Главной формой реагирования специалистов ФИТ на выявленные в рамках проверочных мероприятий нарушения является предъявление работодателям обязательных для исполнения предписаний, указывающих на необходимость ликвидации нарушений.
Если по поводу проблемы, обозначенной в жалобе работника, уже ведется судебное разбирательство либо вынесено судебное постановление, то инспектора ФИТ не вправе принимать решения по подобным жалобам.
В числе выдаваемых предписаний, в частности, можно выделить предписания о необходимости ликвидации нарушений трудового права; об отстранении от трудовой деятельности сотрудников, которые не прошли инструктажи по ОТ и ТБ; об установлении запретов на применение работниками СИЗ, которые не соответствуют действующим нормам безопасности. Кроме того, инспекторам ФИТ предоставлено право оформления протоколов по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях. По результатам проверки заявителю в 30-дневный срок направляется письменный ответ.
Любые решения специалистов ФИТ подлежат обжалованию руководству в соответствии с принципом подчиненности (вплоть до главного госинспектора труда России) либо в суд. Решения главного госинспектора труда РФ также обжалуются в судебном порядке.