Увольнение муниципального служащего
Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:
- глава муниципального образования
- руководитель органов самоуправления местного уровня
- председатель избирательной комиссии муниципалитета
- прочие лица, имеющие соответствующие полномочия
Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:
- согласно нормам Трудового кодекса РФ
- в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований
Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:
- российских граждан
- лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу
В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:
- по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
- по окончании действия договорных отношений
- по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
- по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
- переводу служащего к другому работодателю
- по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
- прочим основаниям, предусмотренным законом
Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих
Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2017 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;
К сведению:
Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:
- если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
- в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты.
Сюда относят:- признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
- вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
- выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
- получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
- выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
- сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2018 года.
С 17 июля 2009 года, после введения в действие ФЗ № 160, дополнительным основанием увольнения муниципального служащего может стать привлечение его к административным мерам наказания в виде дисквалификации сроком от полугода до трех лет.
В соответствии с нормами ст. 3. 11 КоАП РФ, применение данной меры лишает права физическое лицо занимать должности гражданской, государственной, муниципальной службы.
Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия
В нормы Трудового кодекса РФ, в основание увольнения работников по инициативе руководителя, с введением в действие ФЗ № 231 от 03 декабря 2012 года, был внесен п. п. 7. 1 ст. 81, предусматривающий право нанимателя прекратить трудовые отношения со служащими муниципальных учреждений, в случае утраты доверия, включая:
- бездействие со стороны служащего, замещающего должности муниципалитета по предотвращению или урегулированию конфликтных ситуаций, когда, в силу занимаемой должности, он обязан предотвратить конфликт интересов, и может повлиять на объективное и беспристрастное решение вопросов, связанных с исполнением служебных обязанностей;
- непредставление или частичное скрытие сведений о получении доходов, расходов, а также имуществе, находящемся в личной собственности как непосредственно служащего, так и его близких родственников – супруга, несовершеннолетних детей;
- открытие счетов в иностранных банках на имя служащего или его супруга, несовершеннолетних детей и пользование прочими иностранными финансовыми инструментами.
Урегулирование конфликта интересов, возникающего в процессе исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, происходит в соответствии с нормами ст. 14. 1 ФЗ № 25.
Для расследования обстоятельств и выяснения наличия вины служащего проводится служебное расследование после истребования письменного объяснения. Если в течение двух дней объяснительная не была написана, составляется соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей.
Согласно второму пункту ст. 27 ФЗ № 25, муниципальный служащий может быть отстранен от исполнения своих непосредственных обязанностей, с сохранением денежного содержания, на время проведения расследования и принятия решения о мерах привлечения к ответственности, сроком до одного месяца.
За несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении, урегулировании конфликта интересов, с целью предотвращения коррупции в муниципальных учреждениях, служащий привлекается к ответственности вплоть до увольнения, в связи с утратой доверия.
Основанием прекращения трудовых отношений могут стать:
- доклад о результате проведенной проверки кадровой службой, с целью профилактики нарушений, имеющих коррупционный характер;
- рекомендации, направленные в комиссию по соблюдению служебных требований;
- прочие материалы расследования, подтверждающие виновные действия служащего, с учетом тяжести содеянного.
Стоит обратить внимание, что, в случае увольнения со службы, в связи с утратой доверия, сведения включают в реестр лиц, уволенных по аналогичным причинам, что закрывает двери для поступления на службу в будущем.
Запись в трудовой книжке о прекращении трудовых отношений со служащим, утратившим доверие, может звучать со ссылкой на нормы трудового законодательства с формулировкой, дублирующей основания п. 7.1ст. 81 ТК РФ.
Трудовая книжка выдается на руки уволенному сотруднику в последний день его службы.