Жалоба работника в трудовую инспекцию
Жалоба работника в трудовую инспекцию (ФИТ) дает возможность восстановить его нарушенные права. Возможность обращения в этот орган государственной власти, осуществляющий контроль над выполнением всеми работодателями требований трудового законодательства, вытекает из ст.ст.353-356 ТК РФ. В рамках имеющихся полномочий, специалисты федеральной инспекции труда ведут прием граждан и рассматривают заявления и жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, а также обеспечивают принятие мер по их восстановлению.
Особенностью жалобы в трудовую инспекцию следует признать отсутствие временных рамок для обжалования. Это расширяет права работников на защиту. В случае если сотрудниками пропущен 3-месячный установленный ст.392 ТК РФ срок обращения в судебную инстанцию за разрешением индивидуальных трудовых споров, и суд признал причины такого пропуска неуважительными, работники имеют возможность добиться восстановления своих трудовых прав путем направления жалобы в ФИТ.
Оформление жалобы
Законом не установлено специальных правил оформления жалоб в ФИТ. Однако оперативному и эффективному их рассмотрению способствует четкое указание:
- органа, в который направляется жалоба;
- ФИО и места проживания заявителя;
- обстоятельств и времени нарушения трудовых прав;
- должностных лиц организации, допустивших нарушение прав;
- мотивов, по которым заявитель считает свои права нарушенными;
- требований заявителя;
- даты формирования жалобы;
- подписи заявителя.
Направление жалобы в трудовую инспекцию
Направить жалобу в трудовую инспекцию можно 3 способами:
- передать инспектору ФИТ на личном приеме;
- оформить обращение на web-ресурсе ФИТ;
- направить Почтой России.
Действия трудовой инспекции по рассмотрению жалобы
Сотрудники ФИТ в случае получения жалобы обязаны провести по ней проверку. При этом государственные инспекторы, осуществляющие проверочные мероприятия, в соответствии со ст. 357 ТК РФ обладают правом:
- беспрепятственного (в любой период времени) посещения предприятий в целях осуществления проверки;
- получения у работодателей документации, требуемой для реализации контрольных функций;
- изъятия для целей анализа образцов;
- расследования несчастных случаев на производстве;
- предъявления работодателям предписаний, подлежащих исполнению в обязательном порядке, о ликвидации нарушений законодательства о труде;
- направления в судебные инстанции требований о ликвидации предприятий, ввиду нарушения требований охраны труда;
- проведения экспертной оценки.
Большим плюсом обращения в ФИТ является то, что сотрудник имеет возможность ходатайствовать о проведении конфиденциальной проверки. В таком случае работодатель не узнает фамилии работника, ставшего инициатором проверочных мероприятий. Доказательства (в частности, документы), собранные инспектором ФИТ в рамках проводимой им проверки, могут быть использованы заявителем в судебной инстанции.
В силу ФЗ №59 от 02.05.2006 года ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть направлен заявителю в 30-дневный срок с момента ее регистрации в ФИТ. В исключительных случаях по решению руководителя ФИТ этот период может быть увеличен. В некоторых ситуациях жалоба может быть оставлена без рассмотрения, например, если в ней:
- не указаны личные данные заявителя;
- присутствуют оскорбительные выражения;
- имеются недостоверные сведения.
Сотрудники, права которых были нарушены во время рассмотрения жалобы инспекторами ФИТ, обладают правом на обращение в суд с заявлениями об обжаловании их действий (бездействия).
Скачать образец жалобы работника в трудовую инспекцию